Методы работы специалиста социальной службы.

Социальный работник должен в совершенстве владеть теориями личности и группы, психологией общения и конфликтологией, диагностировать талант и ограниченность познавательных способностей. Глубина его знаний находится в прямой связи с его возможностью повлиять на процесс социализации личности, ее адаптации в неблагоприятных для нее условиях.

Методы работы специалиста социальной службы.

Методы работы специалиста социальной службы, оказывающего психологическую помощь семье, традиционны для этого типа социальной помощи. Необходимо использовать различные психодиагностические методики, вести социально-психологический тренинг, а также тренинги общения, самооценки, коррекцию поведения, мотивации, психотерапию. Практика показывает: не все практические психологи владеют необходимыми методами психологической помощи. Одни выбирают диагностику и коррекцию интеллектуальной сферы, другие — профессиональной, третьи— взаимоотношений в семье и.на производстве, четвертые предпочитают исследовать причины возникновения психопатологии, выходя на уровень медицинской психологии или психотерапии. Такая специализация — вынужденное явление. В какой-то мере она является гарантией более качественного обслуживания клиентов, ибо знать все — значит не знать ничего. В самом общем виде клиент должен получить разъяснение своей проблемы и программу выхода из кризиса. Если же требуется детализация, то социальный педагог вправе порекомендовать ему обратиться за помощью к более знающему и компетентному коллеге. Это не должно вызывать смущения, ибо социальная помощь всегда многоаспектна и разнопланова.

Остановимся подробнее на тех методиках, которые должны быть известны социальному работнику для диагностики психических состояний личности, а также межличностной совместимости партнеров по браку. Знание их необходимо на том основании, что именно с этими вопросами чаще всего обращаются клиенты к специалисту — психологу, психотерапевту.

Тенденции развития современной семьи более всего связаны со смещением центра тяжести от материальной к духовной сфере. В начале нового тысячелетия все большую актуальность приобретают вопросы совместимости членов семьи, лидерства, социально-психологического климата в семье, полноценного общения супругов, родителей и детей, удовлетворения через семью всех насущных потребностей индивида. Испытывая эмоциональную привязанность друг к другу, супруги тем не менее стремятся к автономии, к самостоятельному определению своего места в жизни. Семейная автономия служит экономической, социальной, психологической и физической защищенности членов семьи.

Выше уже отмечалось: семейное благополучие не означает беспроблемности в жизни и деятельности супругов. Есть много семей, в которых женщина либо разведена, либо не была замужем, занимается воспитанием ребенка и чувствует себя довольно уверенно. Удовлетворены собой и своей семей могут быть как молодожены, так и пожилые супруги, прожив в браке более полувека. С этой точки зрения социальная помощь семье, которая является объективно благополучной, должна быть иной, чем неблагополучным семьям. Благополучная семья сталкивается с проблемами более высокого уровня, чем неблагополучная.
Чаще всего это межличностные конфликты, непонимание, эгоцентрические ориентации членов семьи, преодолеть которые позволяет непредвзятое отношение к семейным неурядицам со стороны социального педагога, социального работника.

Вот характерный пример из жизни. Молодая женщина замужем четыре года, из них один год брак не регистрировался. Затем супруги решили пожениться. Жили все годы дружно, без конфликтов, при полном взаимопонимании. Родился ребенок. Проблемы начались со времени поступления жены на обучение в вуз, расположенный в другом городе. Во время коротких разлук муж начал встречаться с другой женщиной, причем сам же и сообщил об этом супруге. Между супругами стали возникать конфликты, которые и побудили женщину обратиться за помощью к психологу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *